Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.
Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике.
Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть защиты сознания. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но иногда даже не осознает то, что является источником его дискомфорта.
Карты МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.
Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции.
У изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы, третий — себя, спешащего на романтическое свидание ночью при луне.
Существует несколько разновидностей колод: ресурсные, универсальные, портретные, архетипичные и т.д.
С помощью МАК можно помочь клиентам в решении целого ряда проблем:
Сложности в отношениях;
работа с родовыми сценариями;
поиск внутренних ресурсов;
работа со страхами;
поиск своего я, собственной идентичности;
вопросы самоопределения и выбора профессии;
принятие решения и выбор стратегии;
работа с травмой, горем;
работа с нарушениями пищевого поведения;
работа с чувствами, эмоциями.